Блог или просто интересные статьи
Главная » Статьи » Мои статьи |
© Copyright: Интернет, созданный когда-то для людей, ради упорядочения и ускорения поиска информации, буквально за десятилетие превратился в великую мировую помойку. Это признают все, даже ведущий рунетовский поисковик, который начал, наконец, борьбу с мусором. Кто наведет порядок в среде онлайн-заработка? Доколе все, кому не лень, будут лезть туда, где им не место, и наводнять Всемирную паутину бог знает чем? Так хорошо все начиналось! Давайте оценим авторов и выясним, копирайтом или копирайтингом занимаются сегодня те, кто заполняет сайты текстовым контентом. Эту статью я написала на одном дыхании, потому что... наболело. Она адресована не только начинающим коллегам, которым надо где-то брать достоверную информацию, но и заказчикам, ведь по одному слову они могут распознать, кто перед ними! Среднее время чтения статьи - 10 минут. С практикой скорочтения - 1 минута. С углублением в тему - 15 минут. С анализом ситуации и переходом по нужным ссылкам - персонально. Погружение в тему принесет доход или разорит при игнорировании проблемы. Выделяйте столько времени, сколько требуется для вашей выгоды. Для владельца сайта это знание – своего рода степень защиты от недобросовестных недоавторов, которые не то что не продвинут ресурс, а еще и загубят его. Это также защита от бирж текстового контента, где вместо копирайтинга предлагают копирайт. Такие есть. Как человек, практически с рождения манипулирующий словом, я всегда и всем начинающим коллегам советую долго, упорно, самостоятельно изучать азы, тренироваться и не торопиться называть себя профессионалом, таковым не являясь. Многое шокирует, но когда на биржах или в сети предлагают "копирайт" вместо "копирайтинга" даже коллеги с именем, это уже не шок: опускаются руки! Докапывайтесь до истины с первого момента вхождения в профессиюИтак…
Разве что все они изредка совмещают две разные должности! Откуда берется регулярное и повсеместное отождествление копирайта с копирайтингом? Почему даже тот, кто давно занимается написанием статей для сайтов, позволяет себе такой нонсенс в отношении выбранной профессии? Разве это не безнравственно с учетом того, что она кормит даже «хоббистов» и школьников? Такое недопустимо уже потому, что ведет к цепной реакции: если «старички» могут позволить себе демонстративную, порой тотальную, безграмотность, то «новички» и вовсе не обязаны придерживаться норм и правил!
Порог или порок, коса или коза, столп или столб, прут или пруд, груздь или грусть, апеллировать или оперировать… ДА КАКАЯ РАЗНИЦА?! ОБРАЩЕНИЕ (НИЖАЙШАЯ ПРОСЬБА) К КОЛЛЕГАМ И БУДУЩИМ КОЛЛЕГАМКоллеги и новички! Нельзя все равнять по звуку, как нельзя все вокруг объединять по вкусу, форме, цвету. Никогда-никогда-никогда не произносите слово «копирайт», если ведете речь о копирайтинге!!! Не мотивируйте это тем, что так проще и быстрее, что где-то кто-то так пишет в запросах или на своих сайтах, поэтому и вы решили, что так можно. Затрудняетесь в поиске решения самостоятельно? Задайте вопрос более опытному коллеге. Кто-нибудь обязательно отзовется, но не делайте из себя посмешище своим нежеланием трудиться над собой ради совершенствования в профессии. Она вас кормит или хотя бы доставляет удовольствие как хобби.
Путать термины и подменять их простительно заказчикам, даже сео- или веб-мастерам, которые по большей части считают "копиров" черной костью, низшим звеном интернет-эволюции :), но никак не создателями рекламного текстового контента! Авторы Рунета, мы копирайтеры, потому что занимаемся копирайтингом, а не копирайтом! Копирайт - дело рук и мозгов совсем других специалистов. Копирайт или копирайтинг: не подменяйте один термин другимВы можете найти в сети многочисленные рассуждения и споры на тему о том, как правильно называть профессию и процесс. Многие авторы высказывают противоположные мнения по этому поводу. Большинству просто наплевать на подмену понятий, как плевать и на сам копирайтинг. Есть и такие, которые активно и яростно сопротивляются правде. Они отстаивают не равноценность двух слов, а собственное право на привычку "ашибатся". Они просто не хотят ничего знать и видеть дальше собственного носа. Именно это нежелание и толкает их на столь яростное сопротивление очевидному, логично и легко доказуемому. Впрочем, разница понятий "копирайт" и "копирайтинг" - это аксиома, а не теорема, но давайте все-таки разберемся в этих двух терминах и перестанем смешить народ, подменяя одно понятие другим.
Копирайт, он и в Африке копирайтЛеонардо да Винчи никогда не пытался защищать свои авторские права, полагая, что любое творчество - результат божьего промысла. Это несмотря на то, что и при его жизни уже существовали соответствующие правила. Принятие законов, касающихся авторских прав, интеллектуальной собственности, прав на изобретения, патенты и т. п. с самого начала сопровождалось множеством дискуссий. Они не прекращаются и по сей день. В различных областях деятельности человека этот вопрос стоял и решался по-своему. Споры отчасти прекратил копирайт (© - латинская литера С в круге, первая буква слова copyright, пишется также (с) при отсутствии возможности нарисовать окружность). Что это? Всего лишь обозначение официально утвержденного во всем мире знака охраны авторского права, вернее, лишь один из вариантов его защиты. Далеко не все, что написано, автоматически подпадает под "копирайт". Бывает еще и copyleft - копилефт или лицензия, дающая право на использование исходника при создании новых работ без получения разрешения владельца авторского права, и еще 58 промежуточных вариантов! Их знают специалисты в сфере права, потому что это их обязанность и их профессия. Изучайте словари и энциклопедии, проверенные и надежные источники, чтобы понять значение того, с чем приходится сталкиваться, не сесть в лужу, не опростоволоситься, не-не-не... Это пожелание относится ко всему, чего мы не знаем или в чем сомневаемся, а не только к пониманию копирата-копирайтинга. Начнем с себя и будем зрить в корень, ведь в данном случае речь идет о наших непосредственных, копирайтерских обязанностях. Далее следуют цитаты - ©.
В сфере литературы и искусства авторство рассматривалось больше с точки зрения этики. Никто, как и Леонардо, не хотел взвешивать на одних весах дар божий с презренным металлом. Это был моветон для общества интеллигентов, занятие низкое. Вопрос ставили даже так: а можно ли за результат творческого вдохновения вообще получать деньги? Так было до тех пор, пока незабвенный и всеми нами почитаемый гений пера Александр Сергеевич не написал свои знаменитые строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Великий гений положил начало профессиональной литературе в России, хотя самому-то ему не надо было заботиться о копирайте. Кто ж возьмется за такой-то плагиатище? Взялись, тем не менее. У великих учились и учатся, невольно копируя их стилистику, манеру языка и тому подобное. Это плагиатом не является. Природа творчества часто есть заимствование и подражание, но с получением в конечном итоге уникального результата. Рождаются лишь изредка гении, но много рождается и талантов, готовых использовать достижения гениев, создавая нечто уникальное. Практически каждый писатель не мог не подпасть под влияние своих великих предшественников, а что уж говорить о сегодняшнем авторе, до которого все было сказано миллиарды раз в прозе, поэзии, научных, учебных и прочих трактатах? Тем не менее, цитирование больших объемов текста запрещается без ссылки на источник. Это и является плагиатом, нарушением закона, связанного с копирайтом на то или иное произведение.
В России авторское право регулируется Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993). В сети Интернет свои законы и свои правила копирайта. Там не требуется каждое произведение помечать значком ©. За владельца сайта это делает система индексации. Однако пометить и лишний раз напомнить, что плагиат - незаконно, не помешает! Робот однозначно идентифицирует любое копирование (копипаст) как плагиат, так что лучше позаботиться о своей репутации заранее и не вести нечестную игру. Интернет постепенно выходит из первобытной эпохи и трансформируется в упорядоченное виртуальное пространство, где, конечно, со временем тоже будет царить закон и © - копирайт, копилефт и все прочее. Если тексты не воруют целиком, а видоизменяют, доказать плагиат сложно. Даже в среде опытных журналистов с именем практикуется практически полное переписывание новостных статей коллег, лишь бы авторский текст сложно было узнать. Для Интернета данный вариант получил свой термин – рерайт, глубокий рерайт или рерайтинг. Тут нет никаких трений по поводу терминологии. Все однозначно. Это своего рода законная форма заимствования. От качества конечного результата зависит и проверка на плагиат. Сайт либо забанят, либо выпустят в свет.
Впрочем, каждый владелец веб-проекта волен решать для себя, что именно он разместит на страницах, будет ли вкладываться в бессмысленный и малополезный рерайт или все-таки закажет копирайтеру полноценный текстовый контент и смело поставит на него соответствующий значок копирайта ©. Популярность рерайтинга, рост которой наблюдался вплоть до появления нейросетевых алгоритмов, основана на его сути. Она заключается в том, что авторские права не распространяются на слова и последовательности слов, на ноты и их сочетания, формулы и т. д. Они распространяются только на произведение в целом. Копирайтинг, copywriting, copy + writing, продающее сообщение + его написаниеВот мы плавно и подошли к тому, что же это за профессия такая и почему копирайтинг - совсем не тоже самое, что копирайт ©. Итак, термины эти имеют одну общую часть - copy. Она всех и путает. Для иноязычных людей восприятие идет исключительно на слух или по написанию, но даже знатоки выводят суть из контекста, а не по одному вырванному из него слову. У "copy" много совершенно разных значений.
Более того, термин «копирайтинг» куда свежее своего «оппонента». Он произошел от слияния двух английских слов copy (в значении "продающее сообщение") + writing (его написание) или, как принято трактовать, - "искусство написания эффективных продающих текстов". Изобрели понятие для обозначения явления старого как мир. В XX веке, с активным развитием массовой рекламы на разных носителях, Интернета и сайтов, оно обрело новое прочтение: "написание текстов для любых рекламных материалов", т. е. "писательство с рекламным, продающим уклоном". Собственно, в этом и состоит суть копирайтинга, который является разновидностью любого райтинга (writing).
Откройте любой журнал или сайт, и вы увидите там копирайтинг. Человек, который пишет в данном направлении, называется копирайтер. Он находит именно те слова, которые помогают заказчику продавать или побуждать читателя совершить иное нужное действие.
"Продающий райтинг" вовсе не означает, что суть копирайтинга – «продажность». Это авторство, такое же искусство, как и все прочие, просто иного рода. Оно требует не меньшего, а иногда и большего таланта, знаний, постоянного совершенствования. Побудить словом человека совершить нужное действие - это дорогого стоит! Web-копирайтинг или написание текстов для сайтов – одно из самых массовых явлений современности. Включают себя в ряды специалистов даже те, кто понятия не имеет о существовании в данной сфере определенных законов. Из-за них и началась глобальная путаница, смешение двух видов деятельности - защиты авторских прав и райтерства.
Увы, горе-авторы начинают с того, что порождают в Сети полную неразбериху с понятиями. «Пописав» годик-полтора, они уже именуют себя профи и с пеной у рта доказывают, что грамотность вообще не нужна. Главное для такого "спеца" в ЕГО "копирайте" – продать!
Для оправдания своей безграмотности "копирайты" прикрываются так называемой ложной этимологией (объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории). В отличие от научной этимологии, ложная не основывается на законах языка. Конечно, куда проще их отрицать, нежели учить!
Настоящие копирайтеры востребованы, потому что пока только тексты лежат в основе продвижения любого сайта. Графику поисковик не научился оценивать с точки зрения полезности. Развитие поисковых машин идет именно по пути совершенствования распознавания качества текстового наполнения, полезности информации и коммуникативной грамотности ее изложения.
Подведем итогиСлово copy действительно имеет много значений в английском языке. Это вообще одна из особенностей языка Туманного Альбиона: слов у населяющих его людей мало, а понятий, которые надо ими обозначить – много, вот и крутятся, бедняги, как могут. У них почти все слова многозначные. От этого не уйти. В понятии «copyright» copy - это копирование. Слово right тоже имеет много значений. В данном случае – это право в юридическом смысле. В целом копирайт - это «право на тиражирование и распространение», авторское право в полноценном юридическом смысле. Более того, это юридический термин, одновременно обозначающий:
Специалист в сфере авторского права по-английски называется copyright-attorney, а вовсе не copyrighter! Такого слова в английском языке не существует. Слово copywriting (копирайтинг) – это искусство создания письменных материалов, задачей которых является обеспечение продаж тех или иных товаров и услуг посредством печатного или виртуального текста. Термин не имеет никакого отношения к юридическому понятию авторского права. Copy в данном случае переводится, как «продающее сообщение», а writing – его написание.
Возвращаясь к копирайту и копирайтингу, отмечу, что единственное сходство двух слов состоит в том, что оба они сложносочиненные и калькированные. Объединяющее их «сору» имеет еще целый ряд значений, помимо упомянутых выше и вообще не относящихся к копированию, тиражированию, написанию, защите прав или продажам. Увы, но даже по значению первой части у этих двух сложносочиненных терминов нет сходства. Итак, копирайтинг называть копирайтом может только безграмотный и недалекий спамер. Каждый, кто серьезно относится к профессии и стремится стать настоящим профессионалом веб-бизнеса, должен четко знать и понимать разницу понятий COPYRIGHT (воспроизведение права) и COPYWRITING (создание текста). © Copyright: Автор статьи - Котова Елена, профессиональный, по постоянно работающий над собой копирайтер. Профили на биржах: Читайте также: Алгоритм Палех в помощь Минусинску или витиеватые узоры Яндекса: русский народный промысел в применении к поисковой системе | |
Просмотров: 8671 | |
Всего комментариев: 0 | |