Пятница, 27.12.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Портфолио Elli (копирайтер Елена Котова)

Блог или просто интересные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Копирайт или копирайтинг: суть и различие. Не пропустите еще одну степень защиты вашего контента

© Copyright: Интернет, созданный когда-то для людей, ради упорядочения и ускорения поиска информации, буквально за десятилетие превратился в великую мировую помойку. Это признают все, даже ведущий рунетовский поисковик, который начал, наконец, борьбу с мусором. Кто наведет порядок в среде онлайн-заработка? Доколе все, кому не лень, будут лезть туда, где им не место, и наводнять Всемирную паутину бог знает чем? Так хорошо все начиналось! Давайте оценим авторов и выясним, копирайтом или копирайтингом занимаются сегодня те, кто заполняет сайты текстовым контентом. 

Эту статью я написала на одном дыхании, потому что... наболело. Она адресована не только начинающим коллегам, которым надо где-то брать достоверную информацию, но и заказчикам, ведь по одному слову они могут распознать, кто перед ними!

Среднее время чтения статьи - 10 минут. С практикой скорочтения - 1 минута. С углублением в тему - 15 минут. С анализом ситуации и переходом по нужным ссылкам - персонально. Погружение в тему принесет доход или разорит при игнорировании проблемы. Выделяйте столько времени, сколько требуется для вашей выгоды.

Для владельца сайта это знание – своего рода степень защиты от недобросовестных недоавторов, которые не то что не продвинут ресурс, а еще и загубят его. Это также защита от бирж текстового контента, где вместо копирайтинга предлагают копирайт. Такие есть.

Как человек, практически с рождения манипулирующий словом, я всегда и всем начинающим коллегам советую долго, упорно, самостоятельно изучать азы, тренироваться и не торопиться называть себя профессионалом, таковым не являясь. Многое шокирует, но когда на биржах или в сети предлагают "копирайт" вместо "копирайтинга" даже коллеги с именем, это уже не шок: опускаются руки!

Докапывайтесь до истины с первого момента вхождения в профессию

Итак…

  • Почему шахтера называют шахтером, а не шахматистом?
  • Почему библиотекаря не именуют библиофилом или библиографом?
  • Почему никто не путает маникюршу с манимейкером или манекенщицей?
  • Почему вирусолог совсем не тоже, что вирус или виртуоз.
  • Почему диктор не является ни детектором, ни директором?

Разве что все они изредка совмещают две разные должности! Откуда берется регулярное и повсеместное отождествление копирайта с копирайтингом? Почему даже тот, кто давно занимается написанием статей для сайтов, позволяет себе такой нонсенс в отношении выбранной профессии? Разве это не безнравственно с учетом того, что она кормит даже «хоббистов» и школьников?

Такое недопустимо уже потому, что ведет к цепной реакции: если «старички» могут позволить себе демонстративную, порой тотальную, безграмотность, то «новички» и вовсе не обязаны придерживаться норм и правил!

  • Зачем знать, что существуют омофоны, омонимы, омоформы, паронимы, многозначные или просто совершенно разные по происхождению иностранные слова, калькированные неологизмы?
  • Зачем изучать словообразование и понимать значение того или иного слова?
  • Зачем эти ненужные и утомляющие нагромождения? Слова-то звучат почти одинаково!
  • Зачем вообще какая-то коммуникативная грамотность, если можно тяп-ляп - и скинуть очередную работенку за медный грош или полушку?

Порог или порок, коса или коза, столп или столб, прут или пруд, груздь или грусть, апеллировать или оперировать… ДА КАКАЯ РАЗНИЦА?!

ОБРАЩЕНИЕ (НИЖАЙШАЯ ПРОСЬБА) К КОЛЛЕГАМ И БУДУЩИМ КОЛЛЕГАМ

Коллеги и новички! Нельзя все равнять по звуку, как нельзя все вокруг объединять по вкусу, форме, цвету. Никогда-никогда-никогда не произносите слово «копирайт», если ведете речь о копирайтинге!!! Не мотивируйте это тем, что так проще и быстрее, что где-то кто-то так пишет в запросах или на своих сайтах, поэтому и вы решили, что так можно.

Затрудняетесь в поиске решения самостоятельно? Задайте вопрос более опытному коллеге. Кто-нибудь обязательно отзовется, но не делайте из себя посмешище своим нежеланием трудиться над собой ради совершенствования в профессии. Она вас кормит или хотя бы доставляет удовольствие как хобби.

  • Имейте совесть! Уважайте себя, заказчика, тех, кто будет читать ваши тексты.
  • Давайте правильно употреблять слова!
  • Начните с изучения и понимания названия выбранной профессии!

Путать термины и подменять их простительно заказчикам, даже сео- или веб-мастерам, которые по большей части считают "копиров" черной костью, низшим звеном интернет-эволюции :), но никак не создателями рекламного текстового контента!

Авторы Рунета, мы копирайтеры, потому что занимаемся копирайтингом, а не копирайтом! Копирайт - дело рук и мозгов совсем других специалистов.

Копирайт или копирайтинг: не подменяйте один термин другим

Вы можете найти в сети многочисленные рассуждения и споры на тему о том, как правильно называть профессию и процесс. Многие авторы высказывают противоположные мнения по этому поводу. Большинству просто наплевать на подмену понятий, как плевать и на сам копирайтинг.

Есть и такие, которые активно и яростно сопротивляются правде. Они отстаивают не равноценность двух слов, а собственное право на привычку "ашибатся". Они просто не хотят ничего знать и видеть дальше собственного носа. Именно это нежелание и толкает их на столь яростное сопротивление очевидному, логично и легко доказуемому.

Впрочем, разница понятий "копирайт" и "копирайтинг" - это аксиома, а не теорема, но давайте все-таки разберемся в этих двух терминах и перестанем смешить народ, подменяя одно понятие другим.

  • Вы станете причиной неверных действий, разборок, скандалов.
  • Не формируйте к себе неуважение, как к копирайтеру - автору, профессиональная деятельность которого связана с написанием рекламных и презентационных текстов, а не защитой авторских прав.

Копирайт, он и в Африке копирайт

Леонардо да Винчи никогда не пытался защищать свои авторские права, полагая, что любое творчество - результат божьего промысла. Это несмотря на то, что и при его жизни уже существовали соответствующие правила. Принятие законов, касающихся авторских прав, интеллектуальной собственности, прав на изобретения, патенты и т. п. с самого начала сопровождалось множеством дискуссий. Они не прекращаются и по сей день.

В различных областях деятельности человека этот вопрос стоял и решался по-своему. Споры отчасти прекратил копирайт (© - латинская литера С в круге, первая буква слова copyright, пишется также (с) при отсутствии возможности нарисовать окружность). Что это? Всего лишь обозначение официально утвержденного во всем мире знака охраны авторского права, вернее, лишь один из вариантов его защиты.

Далеко не все, что написано, автоматически подпадает под "копирайт". Бывает еще и copyleft - копилефт или лицензия, дающая право на использование исходника при создании новых работ без получения разрешения владельца авторского права, и еще 58 промежуточных вариантов! Их знают специалисты в сфере права, потому что это их обязанность и их профессия.

Изучайте словари и энциклопедии, проверенные и надежные источники, чтобы понять значение того, с чем приходится сталкиваться, не сесть в лужу, не опростоволоситься, не-не-не... Это пожелание относится ко всему, чего мы не знаем или в чем сомневаемся, а не только к пониманию копирата-копирайтинга.

Начнем с себя и будем зрить в корень, ведь в данном случае речь идет о наших непосредственных, копирайтерских обязанностях. Далее следуют цитаты - ©.

  • КОПИРАЙТ - 1) вошедший в 1990-е гг. в обиходный русский язык синоним субъективного авторского права, 2) знак охраны авторского права (знак © - первая буква слова «Copyright» в окружности). Закрепляет наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения. Юридический словарь, 2000.
  • КОПИРАЙТ - в буквальном переводе означает авторское право. В хозяйственно-правовой практике КОПИРАЙТОМ называется знак (C), который ставится на изделии перед названием фирмы-изготовителя или фамилией автора. «Словарь финансовых терминов».
  • КОПИРАЙТ (английское Copyright), знак охраны авторского права (С), предусмотренный Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве (1952). Проставляется на изданиях, впервые выпущенных в свет, с указанием фамилии автора или названия издательства (иногда и того и другого). Правила о порядке применения знака копирайта изданы во многих странах, присоединившихся к указанной Конвенции (СССР - в 1973). Современная энциклопедия, 2000.
  • Так далее, тому подобное…

В сфере литературы и искусства авторство рассматривалось больше с точки зрения этики. Никто, как и Леонардо, не хотел взвешивать на одних весах дар божий с презренным металлом. Это был моветон для общества интеллигентов, занятие низкое. Вопрос ставили даже так: а можно ли за результат творческого вдохновения вообще получать деньги?

Так было до тех пор, пока незабвенный и всеми нами почитаемый гений пера Александр Сергеевич не написал свои знаменитые строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Великий гений положил начало профессиональной литературе в России, хотя самому-то ему не надо было заботиться о копирайте. Кто ж возьмется за такой-то плагиатище?

Взялись, тем не менее. У великих учились и учатся, невольно копируя их стилистику, манеру языка и тому подобное. Это плагиатом не является. Природа творчества часто есть заимствование и подражание, но с получением в конечном итоге уникального результата. Рождаются лишь изредка гении, но много рождается и талантов, готовых использовать достижения гениев, создавая нечто уникальное.

Практически каждый писатель не мог не подпасть под влияние своих великих предшественников, а что уж говорить о сегодняшнем авторе, до которого все было сказано миллиарды раз в прозе, поэзии, научных, учебных и прочих трактатах? Тем не менее, цитирование больших объемов текста запрещается без ссылки на источник. Это и является плагиатом, нарушением закона, связанного с копирайтом на то или иное произведение.  

  • Авторские произведения, защищенные копирайтом, разрешено критиковать, комментировать, обсуждать в СМИ.
  • Авторские произведения разрешено использовать для обучения, преподавания, научных исследований.
  • Если цитируется часть авторского произведения (не более 2 абзацев), требуется ссылка на первоисточник.
  • Для получения защиты обращаются в учреждения, которые занимаются регистрацией прав, выдачей патентов и т. д.

В России авторское право регулируется Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993). В сети Интернет свои законы и свои правила копирайта. Там не требуется каждое произведение помечать значком ©. За владельца сайта это делает система индексации. Однако пометить и лишний раз напомнить, что плагиат - незаконно, не помешает!

Робот однозначно идентифицирует любое копирование (копипаст) как плагиат, так что лучше позаботиться о своей репутации заранее и не вести нечестную игру. Интернет постепенно выходит из первобытной эпохи и трансформируется в упорядоченное виртуальное пространство, где, конечно, со временем тоже будет царить закон и © - копирайт, копилефт и все прочее.

Если тексты не воруют целиком, а видоизменяют, доказать плагиат сложно. Даже в среде опытных журналистов с именем практикуется практически полное переписывание новостных статей коллег, лишь бы авторский текст сложно было узнать. Для Интернета данный вариант получил свой термин – рерайт, глубокий рерайт или рерайтинг.

Тут нет никаких трений по поводу терминологии. Все однозначно. Это своего рода законная форма заимствования. От качества конечного результата зависит и проверка на плагиат. Сайт либо забанят, либо выпустят в свет.

  • При рерайтинге предполагается "изложение", то есть написание своими словами, в своей манере, но многие рерайтеры это не знают, а если знают, то не практикуют.
  • Они заменяют слова на синонимы для уникализации, получая на выходе, порой, полную ерунду, потерю смысла.
  • Далеко не все синонимы действительно совпадают по значению, но ведь это надо знать! А рерайтеры по большей части пользуются сервисами-синонимайзерами, не утруждая себя поиском смыслов. 
  • Зато их очень хорошо стали понимать новые роботы - нейросетевые, самообучающиеся. Они легко отличают рерайт от источника и пессимизируют страницу с рерайтом.

Впрочем, каждый владелец веб-проекта волен решать для себя, что именно он разместит на страницах, будет ли вкладываться в бессмысленный и малополезный рерайт или все-таки закажет копирайтеру полноценный текстовый контент и смело поставит на него соответствующий значок копирайта ©.

Популярность рерайтинга, рост которой наблюдался вплоть до появления нейросетевых алгоритмов, основана на его сути. Она заключается в том, что авторские права не распространяются на слова и последовательности слов, на ноты и их сочетания, формулы и т. д. Они распространяются только на произведение в целом. 

Копирайтинг, copywriting, copy + writing, продающее сообщение + его написание

Вот мы плавно и подошли к тому, что же это за профессия такая и почему копирайтинг - совсем не тоже самое, что копирайт ©. Итак, термины эти имеют одну общую часть - copy. Она всех и путает.

Для иноязычных людей восприятие идет исключительно на слух или по написанию, но даже знатоки выводят суть из контекста, а не по одному вырванному из него слову. У "copy" много совершенно разных значений.

  • Вторая составная часть сложных слов "копирайт" и "копирайтинг" и вовсе уникальна, даже пишется по-разному.
  • Именно благодаря ей слова copyright и copywriting вообще ничем друг с другом не связаны.

Более того, термин «копирайтинг» куда свежее своего «оппонента». Он произошел от слияния двух английских слов copy (в значении "продающее сообщение") + writing (его написание) или, как принято трактовать, - "искусство написания эффективных продающих текстов".

Изобрели понятие для обозначения явления старого как мир. В XX веке, с активным развитием массовой рекламы на разных носителях, Интернета и сайтов, оно обрело новое прочтение: "написание текстов для любых рекламных материалов", т. е. "писательство с рекламным, продающим уклоном". Собственно, в этом и состоит суть копирайтинга, который является разновидностью любого райтинга (writing).

  • Постепенно обновленный вид деятельности расширялся, у него появились направления и ветви.
  • Одна из самых объемных – web-копирайтинг, т.е. написание текстов для сайтов (заполнение сайтов), все с тем же рекламным уклоном. У этого направления много подвидов.
  • Известный всем сео-копирайтинг – написание исключительно ради внедрения поисковых запросов. Сейчас такие "произведения" именуют текстами для роботов (ТДР) или текстами для ГС.
  • Поскольку изменились принципы выдачи, сео-тексты перестали котироваться, так что век сеошности успешно завершается, вернее, безуспешно, потому что все ГС (г-носайты, простите, термин), отправлены на помойку истории, а вместе с ними и вложения в ТДР. 

Откройте любой журнал или сайт, и вы увидите там копирайтинг. Человек, который пишет в данном направлении, называется копирайтер. Он находит именно те слова, которые помогают заказчику продавать или побуждать читателя совершить иное нужное действие.

  • На смену сео-копирайтингу пришел LSI, что по сути не сильно-то и отличается от предшественника.
  • Разве что запросы переставли вписывать в совершенно безумном виде, а стали все-таки соблюдать языковые нормы и даже вкладывать какие-то смыслы в тексты.
  • Совсем новое направление райтинга - нейрокопирайтинг, управление вниманием или "убедительный райтинг". Вот тут уже точно не придется искать 10 отличий от сео-копирайтинга, но это тема для другой статьи.

"Продающий райтинг" вовсе не означает, что суть копирайтинга – «продажность». Это авторство, такое же искусство, как и все прочие, просто иного рода. Оно требует не меньшего, а иногда и большего таланта, знаний, постоянного совершенствования. Побудить словом человека совершить нужное действие - это дорогого стоит!

Web-копирайтинг или написание текстов для сайтов – одно из самых массовых явлений современности. Включают себя в ряды специалистов даже те, кто понятия не имеет о существовании в данной сфере определенных законов. Из-за них и началась глобальная путаница, смешение двух видов деятельности - защиты авторских прав и райтерства.

  • Окончил школу или просто научился писать школьные сочинения, освоил компьютер, планшет или планшетный компьютер, завел электронный кошелек – ОПА, созрел новый "копирайт"!
  • Такого мало волнует, что к каждому тексту надо приложить изучение целевой аудитории, понимание специфики направления, знание функционала поисковиков, законов построения веб-текста и так далее, тому подобное. Еще много-много чего!
  • Должно в существенной мере присутствовать мышление. Надо, наконец, знать язык и грамотно употреблять слова, но и это далеко не все, что нужно, чтобы называть себя копирайтером. 

Увы, горе-авторы начинают с того, что порождают в Сети полную неразбериху с понятиями. «Пописав» годик-полтора, они уже именуют себя профи и с пеной у рта доказывают, что грамотность вообще не нужна. Главное для такого "спеца" в ЕГО "копирайте" – продать!

  • Подумаешь, речевая ошибка!
  • Подумаешь, несогласование!
  • Подумаешь, запятой не хватает или стоит она после каждого слова в предложении, дабы не потерять нужную!
  • Зачем ему знать, что, кроме грамматических, существуют еще ошибки логические, фактические, орфоэпические, этические, стилистические, структурные, коммуникативные, специфические (прецизионные, контаминационные (универбация)), ну и копирайтерские, наконец!
  • Зачем ему знать, чем он занимается! Копирайт-то короче и удобнее произносить!

Для оправдания своей безграмотности "копирайты" прикрываются так называемой ложной этимологией (объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории). В отличие от научной этимологии, ложная не основывается на законах языка. Конечно, куда проще их отрицать, нежели учить!

  • У таких лже-копирайтеров и «деревня» произойдет от слова «дерево», хотя изначальное значение этого слова – «освобождение площади от леса под ниву», так что не имеет прямого отношения к дереву, только к процессу вырубки или удаления бурелома. На площадке может и деревьев-то уже не быть, только пни трухлявые!

Настоящие копирайтеры востребованы, потому что пока только тексты лежат в основе продвижения любого сайта. Графику поисковик не научился оценивать с точки зрения полезности. Развитие поисковых машин идет именно по пути совершенствования распознавания качества текстового наполнения, полезности информации и коммуникативной грамотности ее изложения.

  • Делайте выводы, что вам требуется - копирайт или копирайтинг.

Подведем итоги

Слово copy действительно имеет много значений в английском языке. Это вообще одна из особенностей языка Туманного Альбиона: слов у населяющих его людей мало, а понятий, которые надо ими обозначить – много, вот и крутятся, бедняги, как могут. У них почти все слова многозначные. От этого не уйти.

В понятии «copyright» copy - это копирование. Слово right тоже имеет много значений. В данном случае – это право в юридическом смысле. В целом копирайт - это «право на тиражирование и распространение», авторское право в полноценном юридическом смысле. Более того, это юридический термин, одновременно обозначающий:

  • целую отрасль права (т. е. систему законодательных норм);
  • авторское право того или иного лица (автора) на созданные им продукты интеллектуального труда.

Специалист в сфере авторского права по-английски называется copyright-attorney, а вовсе не copyrighter! Такого слова в английском языке не существует.

Слово copywriting (копирайтинг) – это искусство создания письменных материалов, задачей которых является обеспечение продаж тех или иных товаров и услуг посредством печатного или виртуального текста. Термин не имеет никакого отношения к юридическому понятию авторского права. Copy в данном случае переводится, как «продающее сообщение», а writing – его написание.

  • Небольшое отступление. "Продажи" сегодня превратились в термин. Это слово стали использовать повсеместно для краткого и одновременно объемного обозначения любых действий, на которые созданный копирайтером текст сподвигнет читателя.
  • Условно "продажа" - это результат конверсии, т. е. превращения потенциального клиента в реального. Клик, регистрация, подписка, распространение, переход на сайт, отправка данных и многое другое, что выполняет человек, прочитавший целенаправленное, "продающее" послание - это продажи.

Возвращаясь к копирайту и копирайтингу, отмечу, что единственное сходство двух слов состоит в том, что оба они сложносочиненные и калькированные. Объединяющее их «сору» имеет еще целый ряд значений, помимо упомянутых выше и вообще не относящихся к копированию, тиражированию, написанию, защите прав или продажам. Увы, но даже по значению первой части у этих двух сложносочиненных терминов нет сходства.

Итак, копирайтинг называть копирайтом может только безграмотный и недалекий спамер. Каждый, кто серьезно относится к профессии и стремится стать настоящим профессионалом веб-бизнеса, должен четко знать и понимать разницу понятий COPYRIGHT (воспроизведение права) и COPYWRITING (создание текста).

© Copyright: Автор статьи - Котова Елена, профессиональный, по постоянно работающий над собой копирайтер.

Профили на биржах:
https://kwork.ru/user/elli?ref=478
http://copylancer.ru/part/jelenochka
http://www.etxt.ru/?r=jelenochka

Читайте также:

Алгоритм Палех в помощь Минусинску или витиеватые узоры Яндекса: русский народный промысел в применении к поисковой системе
О семантическом ядре, поисках и происках: дайте конкретику для получения результата
Пресс-релиз - имиджевый документ под инфо-повод: особенности создания, размещения и вся правда о подводных камнях процесса
Эффективное коммерческое предложение: как создать и что сделать, чтобы не послали по факсу
Оптимизация сайта и контента или как не докатиться до переоптимизации, фильтра и бана в конце II десятилетия XXI века
Какого размера должна быть статья для сайта: при ранжировании размер текста имеет значение
Главред – польза или вред: вольные рассуждения на тему для поклонников системы проверки и тех, кто хочет ими стать
Контент-маркетинг в каждой сфере или зачем нужны статейные разделы с полезным, релевантным контентом
За кулисами полезного контента: на какие ухищрения и уловки идут дельцы от продвижения для расширения трат владельцев сайтов
Копирайт или копирайтинг: суть и различие. Не пропустите еще одну степень защиты вашего контента
Минусинск - новый алгоритм Яндекса, пессимизирующий за SEO-ссылки: почему он появился и как действует очередное отключение ссылок
Коммуникативная грамотность - что это? Как определить, кто писал текст и выявить ошибки
На правах подведения итогов о текстовом контенте 2016-2017: про изменения, произошедшие в сфере копирайтинга за последние пять лет
Копирайтинг как профессия: все, что вы хотели знать о написании рекламных и сео-текстов, а также о тех, кто способен их создавать
Часть 3. Интеллектуальный контент 2016-2017: магический кристалл, танцы с веером или формулы рекламного копирайтинга
Часть 2. Интеллектуальный контент 2016-2017: какие тексты сегодня любят роботы
Часть 1. Интеллектуальный контент 2016-2017: профессиональный взгляд на продающие тексты - мифы и реальность, тенденции и изменения
Маркетинг кит, он же marketing kit, он же маркетинг-кит: секреты нового инструмента маркетолога
LSI-копирайтинг и роль копирайтера: формируйте контент будущего уже сегодня
Правила размещения контента на странице
Бескрайний океан копирайтинга: как не ошибиться с выбором авторов на биржах контента
Статья о компании: каков он, этот имиджевый монстр
Для главной страницы: продающие и мотивирующие тексты - как заказчику оценить профессиональную грамотность копирайтера
Что такое Landing Page или лендинг: стоит ли экономить на успехе бизнеса
Басня про блондинку и интеллектуальный конкурс

Категория: Мои статьи | Добавил: WElli (22.05.2015)
Просмотров: 8671 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: